Стандартизация не выполнила бы своей роли, если бы ограничивалась только установлением требований к выпускаемой продукции. Она должна иметь опережающий характер и устанавливать перспективные требования к продукции, которые должны закладываться в технические задания на разработку новой, модернизируемой продукции. Разработка стандартов с перспективными требованиями к продукции — принципиально новое направление стандартизации.
Новое развитие получает комплексная стандартизация, основанная на программно-целевых методах повышения уровня качества продукции путем разработки комплексов взаимоувязанных стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия и готовую продукцию, а также на технологическое оборудование. Основополагающим стандартом в таких комплексах являются стандарты с перспективными требованиями на группы однородной конечной продукции. При комплексной стандартизации одновременно решается задача опережающей стандартизации сырья, материалов, конструкций, изделий, инструмента и технологий, качество и технический уровень которых оказывают решающее влияние на технико-экономические характеристики машин, механизмов, зданий, сооружений.
Таким образом, действующие научно-технические документы (НТД) должны обеспечить оптимальность норм, правил, показателей качества продукции с учетом получения максимального эффекта при эксплуатации (использовании) продукции при минимальных затратах на ее создание и эксплуатацию.
Действующие стандарты охватывают большой диапазон выпускаемой продукции, содержат разнообразные требования, показатели и нормы, а также устанавливают методы контроля качества материалов и изделий. Совокупность стандартов принято классифицировать по двум признакам: сфере (уровню) действия и содержанию.
Сфера действия стандартов
В зависимости от сферы действия стандарты подразделяются на следующие категории: государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
Государственные стандарты (ГОСТ) — это обязательные документы для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.
Государственные стандарты устанавливаются преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, общетехнические правила, нормы, понятия и обозначения, единицы измерения и их эталоны, изделия в области техники безопасности, охраны труда, промышленной и бытовой санитарии. Большинство строительных материалов, изделий и конструкций является объектами государственной стандартизации. Это объясняется широким применением данной продукции в различных областях строительства и отраслях промышленности.
Государственные стандарты разрабатывают на группы однородной продукции межотраслевого производства и применения, конкретную продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение, а также на правила межотраслевого применения, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции. Под группой однородной продукции понимается максимально возможная совокупность продукции, характеризующаяся общностью функционального назначения, области применения, конструктивно-технологического решения и номенклатуры основных показателей качества.
Стандарты на группы однородной продукции определяют основные технико-экономические показатели продукции, рациональный состав ее номенклатуры (типы), как выпускаемой, так и перспективной, требования унификации и другие требования, обеспечивающие разработку и выпуск такой продукции, которая по своим показателям соответствовала бы мировому уровню или превосходила бы его. Перечень групп однородной продукции, подлежащей государственной стандартизации, разрабатывают министерства и ведомства и утверждает Госстандарт России. В строительстве и промышленности строительных материалов подобные перечни устанавливает Госстрой России.
Правила, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции, регламентируются в общетехнических и организационно-методических стандартах. Эти стандарты направлены на обеспечение технического, организационного единства и взаимосвязи процессов разработки, производства и применения продукции.
В общетехнических стандартах устанавливают термины и определения, условные обозначения (коды, символы и др.), общие требования к разъемным и неразъемным соединениям, нормы точности измерений, допуски и посадки, ряды предпочтительных чисел, классы точности оборудования, предельно допустимые выбросы, концентрации вредных веществ и другие общетехнические требования.
Организационно-методические стандарты регламентируют:
- основные (общие) положения по организации и проведению работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, управлению качеством продукции и т.п.;
- порядок разработки, утверждения и внедрения НТД, порядок разработки и постановки на производство и т. п.
Общетехнические и организационно-методические стандарты, как правило, объединяются в комплексы с общим групповым заголовком в каждом стандарте с одним номером, присвоенным комплексу.
Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают на группы однородной продукции отраслевого производства и применения, конкретную продукцию, закрепленную за данным министерством. Отраслевой стандартизации подлежит продукция, на которую не предусмотрены государственные стандарты. Отраслевые стандарты утверждают министерства и ведомства, являющиеся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции. По продукции межотраслевого применения отраслевые стандарты утверждает Правительство РФ. Сфера действия отраслевых стандартов — объединения, предприятия, организации и учреждения, занятые производством, обращением и использованием продукции, подлежащей отраслевой стандартизации, независимо от их ведомственной подчиненности. В условном обозначении отраслевых стандартов после аббревиатуры ОСТ указывают номер, присвоенный головным министерством.
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий данной отрасли, а также для предприятий других отраслей, применяющих эту продукцию. Отраслевые стандарты устанавливаются на изделия мелкосерийного производства, продукцию ограниченного применения, сырье, материалы, детали и типовые технологические процессы, используемые только в данной отрасли.
Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством. Стандарты предприятий устанавливаются на технологические правила и нормы, полуфабрикаты, оснастку и инструмент, используемые на данном предприятии. Готовая продукция не может служить объектом стандартизации на предприятии.
Содержание стандартов
В зависимости от содержания стандарты подразделяются на виды. Разделение стандартов па виды отражает основные этапы проектирования, технологической переработки и применения продукции и значительно облегчает процесс разработки стандартов.
В области строительных материалов и изделий наиболее распространены стандарты общих технических требований; технических требований; общих технических условий; технических условий; типов изделий и их основных параметров (размеров); методов испытаний; правил приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения материалов и изделий.
Стандарты общих технических требований (стандарты ОТТ) разрабатывают на группы однородной продукции. Они являются в настоящее время основным видом государственного (отраслевого) стандарта, в котором устанавливают требования к продукции: назначения; надежности; экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономики и технической эстетики; технического обслуживания и ремонта; транспортабельности; безопасности; стандартизации и унификации; охраны природы; технологичности; радиоэлектронной защиты, а также конструктивные требования. Перечень и содержание разделов этих стандартов зависят от особенностей стандартизуемой продукции.
К стандартам вида ОТТ относят также стандарты, устанавливающие перспективные требования по основным показателям технического уровня и качества как к лучшей освоенной промышленностью продукции (первая ступень), так и к продукции, подлежащей разработке или модернизации (вторая ступень).
Показатели второй ступени являются перспективными. В этих стандартах указывают дифференцированные сроки введения по ступеням качества в соответствии с нормативными сроками обновления продукции. ГОСТ ОТТ с перспективными требованиями на группы однородной продукции содержит нормативные показатели лишь основных свойств: показатели назначения, надежности, экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии, безопасности эксплуатации, допускаемых вредных выбросов в окружающую среду.
Требования второй ступени включают в техническое задание на разработку новой (модернизированной) продукции.
Стандарты технических требований нормируют показатели качества, надежности и долговечности продукции, ее внешний вид.
Такие стандарты устанавливают гарантийный срок, срок службы и комплектности поставки изделий. Большинство стандартов на строительные материалы и изделия — это стандарты технических требований. Значительная часть требований в стандартах связана с физико-механическими характеристиками материалов (объемная масса, водопоглощение, влажность, прочность, морозостойкость).
Стандарты общих технических условий (стандарты ОТУ) разрабатывают на группы или подгруппы однородной продукции. В практике такие стандарты называют стандартами полной характеристики группы (подгруппы) однородной продукции. Стандарты ОТУ обычно состоят из разделов, устанавливающих основные параметры и размеры, технические требования, приемку, методы контроля (испытаний, анализа, измерений, определений), транспортирование и хранение, указания по эксплуатации.
Стандарты технических условий (стандарты ТУ), в отличие от стандартов ОТУ, разрабатывают на одну марку, модель продукции или несколько марок, моделей продукции, имеющей важнейшее народно-хозяйственное значение.
Стандарты технических условий содержат всесторонние требования к продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации, регламентируют методы испытаний, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения, а также комплектность и гарантии предприятия-изготовителя. В этом стандарте содержится классификация типов и размеров изделий, сформулированы технические требования относительно допускаемых отклонений от проектных размеров, прочности и истираемости бетона, внешнего вида изделий и т.д.
Стандарты технических условий по своему содержанию наиболее всеобъемлющи. Если при создании таких стандартов недостает каких-либо необходимых данных, то разрабатывают стандарты других видов, например стандарты технических требований, параметров.
Стандарты типов изделий и их основных параметров (размеров) устанавливают типы и марки продукции, а также ее основные параметры: проектные нагрузки, массу изделий, вид материалов, используемых для изготовления продукции. Чаще всего требования к типам и параметрам строительных изделий не выделяются в самостоятельные стандарты, а входят в качестве отдельного раздела в так называемые совмещающие стандарты.
При разработке требований к типам продукции необходимо указывать не только изделия, освоенные в массовом производстве, но и новые типы и виды изделий, производство которых будет способствовать развитию технического прогресса. Таким образом, в данном случае целесообразно применять один из соподчиненных принципов стандартизации — принцип обобщения достижений прогрессивной практики.
Стандарты методов испытаний включают в себя требования о порядке отбора проб или образцов, методы испытаний материалов и изделий, используемые для оценки качества продукции. Такие стандарты обеспечивают единство методов и средств испытаний продукции. Стандарты методов испытаний строительных материалов и изделий могут быть самостоятельными (например, испытания цементов, бетонов и т.д.) либо входить составной частью в так называемые совмещающие стандарты (кирпич глиняный обыкновенный, различные железобетонные изделия).
В стандартах методов испытаний содержатся также требования к измерительным приборам, инструментам и установкам, используемым для контроля показателей качества продукции.
Допускается разработка не одного, а комплекса стандартов методов испытаний материалов и изделий. Например, существует несколько стандартов методов испытаний тяжелого бетона: методы определения объемной массы, плотности, пористости и водопоглощения; методы определения прочности; метод оценки морозостойкости.
Стандарт методов контроля может устанавливать методы контроля либо одного показателя нескольких групп однородной продукции, либо комплекса показателей группы однородной продукции. Для каждого метода контроля должны быть установлены: методы отбора проб (образцов); требования к средствам контроля; требования к подготовке контроля; требования к проведению контроля и обработке, оформлению и оценке результатов контроля.
Стандарты правил приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения материалов и изделий разрабатывают на одну или несколько групп однородной продукции.
В стандартах приемки продукции потребителями устанавливают порядок предъявления к приемке и проведения приемки продукции, размер предъявляемых партий, необходимость и время выдержки продукции до начала приемки, порядок оформления результатов приемки (документ о качестве, штамп, клеймо). Стандарты правил приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения материалов и изделий устанавливают порядок приемки продукции, вид и программу испытаний при приемке, требования к потребительской маркировке и упаковке изделий, а также указания о транспортировании и хранении изделий. В большинстве строительных стандартов предусматриваются совмещающие данные, свойственные стандартам нескольких видов. Наиболее распространены совмещающие стандарты, которые содержат следующие разделы: классификация (сортамент, типы и основные размеры); технические требования; методы испытаний; правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Знание видов стандартов позволяет легко определить весь массив НТД, на соответствие которой определяют технический уровень и качество принимаемой продукции.
Управление стандартизацией в стране возложено на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который несет ответственность за организацию, состояние и развитие стандартизации и межотраслевой унификации; усиление роли стандартизации в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства и улучшении качества продукции; научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов, надзор за их внедрением.
Ответственность за состояние стандартизации в области строительства и строительных материалов в стране возложена на Госстрой России. Одна из особенностей государственной системы стандартизации в строительстве и технологии строительных изделий состоит в том, что кроме стандартов здесь действует система нормативных документов, объединенная в СНиП. Строительные нормы и правила — это свод нормативных документов по проектированию, строительству и строительным материалам, обязательный для всех организаций и предприятий. Требования, нормы и правила, содержащиеся в СНиП, основаны на передовом опыте и в основном соответствуют современному уровню строительной науки и техники.
Сопоставление СНиП и системы государственных стандартов показывает, что оба комплекса нормативных документов содержат ряд общих элементов, но существуют и различия. Известно, например, что государственные стандарты разрабатываются преимущественно на строительные материалы и изделия массового изготовления. Строительные нормы и правила устанавливают требования ко всей строительной продукции. В СНиП отсутствуют методы испытания качества материалов, но имеются соответствующие ссылки на действующие стандарты. Наконец, СНиП содержат почти все нормы строительного проектирования, между тем как стандартов на такие нормы нет. Таким образом, оба комплекса нормативных документов по строительству — СНиП и ГОСТ — взаимно дополняют друг друга. Если в разрабатываемые стандарты включены показатели, которые отличаются от требований СНиП, то одновременно вносятся изменения и в соответствующую главу СНиП.