Одной из важнейших задач обеспечения безопасности полетов является задача, связанная с увеличением точности систем посадки, снижением ограничений по метеоусловиям, обеспечением больших удобств работы экипажа при выполнении такого ответственного участка полета, как посадка. Поэтому уже первые сообщения об успешных испытаниях лазерной системы посадки привлекли внимание специалистов.
В основу лазерной системы посадки «Глиссада» положен принцип навигации по линейным ориентирам. Такими ориентирами служат лучи лазеров, установленных вблизи ВПП и создающих в пространстве определенную геометрическую картину. По положению картины, образованной лазерными лучами в пространстве, экипаж может судить о правильности выдерживания траектории по курсу, снижения по глиссаде, о расстоянии до ВПП, высоте пролета над дальним и ближним приводами, крене самолета и т. д. При этом на борту самолета не требуется никакой дополнительной аппаратуры.
Наземное оборудование состоит из разного числа лазеров в зависимости от задач, решаемых на конкретном аэродроме, и включает:
- курсовой лазер;
- глиссадные лазеры;
- маркерные лазеры;
- лазеры, отмечающие боковые границы ВПП.
На рис. 1 приведена схема размещения лазеров системы «Глиссада» при заходе на посадку с одного направления. На рис. 2 приведены изображения лазерных лучей, видимых летчиком в зависимости от пространственного положения самолета относительно глиссады снижения, курса и центральной линии ВПП. Приведенные рисунки иллюстрируют наглядность и простоту восприятия системы линейных ориентиров, обозначающих пространственное положение снижающегося самолета.
Рис. 1. Схема размещения лазеров системы «Глиссада» на аэродроме
Очевидно, что в лазерной системе посадки должны использоваться лазеры с излучением, лежащим в видимой области спектра. Однако принцип работы системы позволяет избежать нежелательного действия лазерного излучения на органы зрения экипажа, так как во время пилотирования лазерные лучи располагаются ниже и в стороне от самолета, летчик не ведет самолет в лазерном луче, что является бесспорным достоинством системы. Вместе с тем требуется, чтобы использующиеся в качестве направленных протяженных ориентиров лазерные лучи уверенно наблюдались летчиком, как в условиях чистой атмосферы, так и в условиях дымки, тумана и т. д.
Рис. 2. Изображение лазерных лучей системы «Глиссада», видимых экипажем с борта самолета
Лазерная система посадки «Глиссада» является очень простой, легко разворачиваемой на неподготовленных аэродромах, достаточно дешевой и просто комплексируемой с любыми уже стоящими на аэродроме системами. Отметим лишь основные качества этой системы:
- лазерная система является системой высокой точности, обеспечивает пилотирование самолета, а также его приземление с точностью, превосходящей точность существующих инструментальных систем посадки;
- пространственные ориентиры, образованные лазерными лучами системы, за счет эффекта рассеяния обнаруживаются визуально ночью и в сумерках с удалений, превышающих дальность метеовидимости в 2,5— 3 раза;
- система пространственных ориентиров позволяет устанавливать уверенный контакт с Землей существенно раньше, чем летчик начнет различать ориентиры на поверхности аэродрома, и раньше, чем летчик установит контакт с огнями малой интенсивности; кроме того, следует отметить, что применение лазерной системы в комплексе со штатными системами посадки позволяет понизить погодный минимум аэродрома.